Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. На пороге XXI в. российское общество переживает трансформацию системы ценностей. Процессы глобализации в политической, экономической, культурной сферах приводят к усложнению структурных связей общества, неизбежно возникает напряженность, сопровождающаяся конфликтами.
Приходится констатировать факт, что в мире стали проявляться тревожные симптомы социально-политической нестабильности, воинствующего национализма, дискредитации культурных и духовных ценностей.
Культура выступает инструментом социализации личности, средством ее приобщения к системе аксиологических модусов, реализуя духовно-нравственную функцию.
Оказывая существенное влияние на духовное состояние социума, нравственность и духовность находят свою репрезентацию в целях и способах духовной деятельности, в характере удовлетворения общественных потребностей, в проявлениях мировосприятия и мироощущения. Распространение духовных и нравственных ценностей, реализация духовно-нравственной функции осуществляется посредством социальных институтов.
В начале третьего тысячелетия человечество оказалось в ситуации глубокого кризиса духовных и нравственных ценностей, когда прежние ориентиры больше не способны направлять дальнейший ход исторического процесса, а новые еще не выработаны. Преодоление кризисной ситуации, выработка новой парадигмы требует концептуализации самого феномена духовности.
Традиции укоренены в прошлом, их воспроизводство осуществляется в настоящем, определяя истинность поступков в будущем. Адаптация традиций к требованиям современной реальности находит свое отражение в материальной и духовной культуре.
Обращение государства и общества к идее духовно-нравственного воспитания личности как основного условия возрождения страны и личности не современном этапе не случайно. Утрата интенций дальнейшего развития, утрата смысла жизни, нравственная деградация личности, увеличение роста негативных социальных явлений – далеко не полный перечень сущностных характеристик современного глобального общества и личности, которые выступают свидетельством кризисного состояния нравственной сферы.
Развитие государства и общества в рамках концепции устойчивого развития как оплот гармонии, справедливости и равенства во взаимодействии компонентов внутри системы и на международном уровне невозможно представить без мощного духовно-нравственного компонента, идеологической базы, определяющих общий вектор развития, мотивацию и результаты проводимых преобразований. Актуальность исследования духовной безопасности как фактора устойчивого развития сегодня обусловлена целым рядом причин.
Во-первых, духовной сфере в современном российском обществе уже традиционно отводится второстепенная роль. Во многом это наследие коммунистической идеологии. Очевидна недооценка государственной элитой научных достижений, системы образования и воспитания, предметов искусства и культурных благ, а также места и роли духовной безопасности в общей концепции национальной безопасности Российской Федерации. Это находит свое отражение в законодательных документах, менеджменте в сфере культурной политики, финансировании и пр.
Во-вторых, общая нестабильная социально-экономическая ситуация в стране повышает уровень тревоги и страха у населения, неуверенности в завтрашнем дне, что в свою очередь ставит во главу удовлетворение низших потребностей. Проблемы выживания провоцируют эгоизм и безразличие к судьбе Родины и человечества.
В-третьих, духовно-идеологический кризис России проявляется потерей национальной идентичности, размыванием единого ценностно-духовного национального пространства, утратой исторических корней, проблемами поиска себя в новом глобальном информационном пространстве.
В-четвертых, большое количество угроз информационной безопасности находят свое решение в духовной сфере общества. Это дезинформация, пропаганда антиценностей и девиантных моделей поведения, манипулирование общественным сознанием через СМИ, пагубное влияние массовой культуры.
В-пятых, современное общество характеризуется явным нарушением функционирования социокультурных систем и качественным ухудшением, потерей адекватных механизмов социального взаимодействия. Объем информации и процессы коммуницирования стали объемнее, а процесс усвоения, восприятия и обратной связи гораздо сложней. В результате возрастает и значение социальных институтов, выполняющих роли модераторов социального взаимодействия.
Объектом исследования является духовная сфера общества. представлен Предмет исследования – государственная политика по управлению духовной сферой общества.
Цель данного исследования - систематизация представлений об актуальной роли духовного пространства личности и общества в процессах обеспечения устойчивого развития российского социума.
В соответствии с целью сформулированы следующие исследовательские задачи.
1. Определение основных категорий духовной сферы общества.
2. Анализ понятия «моральные нормы» как основы духовной сферы общества.
3. Обоснование общественной необходимости стратегического управления духовной сферой общества.
4. Характеристика современного состояния стратегического управления духовной сферой общества в России.
Для реализации заявленной цели в ходе работы были применены ряд методов и подходов. Теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий по проблематике духовной безопасности в современном российском обществе, анализ и сопоставление таких категорий, как «духовность», «духовная культурная», «духовная безопасность» и «концепции устойчивого развития», системный анализ различных классификаций и подходов к трактовке данных явлений. Кроме того, был использован междисциплинарный подход: изучены социальные, культурные, экономические, политические аспекты концепции устойчивого развития во взаимосвязи с духовной безопасностью российского общества.
Глава 1.Понятие и содержание духовной сферы общества
1.1.Основные категории духовной сферы общества
Духовность представляет собой особый феномен, неотделимый от человеческого существования, обусловленный прошлым и опирающийся на современность, который направляет человеческую деятельность, придает содержательность человеческой жизни.
Духовные основы как базовая часть структуры личности могут изменяться и позитивно, и негативно, влияя, тем самым, на качество и образ жизни человека, его взаимодействие с окружающим миром. В то же время среда и духовное пространство социума, социальной группы влияет на устойчивость системы ценностей каждого отдельного индивида. Поэтому очень важную роль с позиции формирования и обеспечения устойчивого развития личности играют социально-культурные институты, власть и гражданское общество [7].
Духовно-нравственные ценности пространства, духовный базис личности, определяющий ее ценностные ориентации. В Российской Федерации на государственном уровне приняты и закреплены следующие духовно-нравственные ценности [15]: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, личностный и гражданский долг.
Духовная культура пространства. Это совокупность критериев и категорий, которые определяют характер общественных отношений, стереотипы и модели поведения. Высокий уровень духовной культуры проявляется в нравственном сознании и нравственной деятельности, способности к сопереживанию, самоценности и самореализации личности, успешной социализации [14].
В.Н. Кузнецов определяет духовную безопасность как совокупность факторов, формирующих благоприятные условия развития общества в рамках национальной цели и социального идеала; развитие и одновременное сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации; способность эффективно преодолевать любые угрозы, руководствуясь интересами личности, общества и государства [6; 10]. А.С. Запесоцкий описывает духовную безопасность как систему условий, сохраняющих жизненно важные параметры
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция от 01.05.2019)
2. Байнова М. С. Государство и идеология, религия. // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 2 (15). С. 29-35.
3. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. М.: РАГС, 2007. С. 164-166.
4. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Ростов н/Д, 2009. 60 с.
5. Возженников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: РАГС, 2002.
6. Волков Ю.Г. Социология: учебник для студентов М.: Гардарики, 2006.
7. Гадаев В.Ю. Религиозная безопасность в контексте духовной безопасности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 13-16.
8. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества // Власть. 2011. № 2. С. 11-15.
9. Голубева О.Ю. Развитие личности в духовном пространстве // Scientific Journal of KubSAU. 2016. № 118. С. 746-757.
10. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: КНОРУС, 2013. - 448 с.
11. Зайнуллина М. Р., Булатов А. Н., Косачев В. И. Экономико-статистический анализ тенденций в сфере культуры в Российской Федерации // ВЭПС.2015. №3.
12. Запесоцкий А.С. Философия и социология культуры: избр. науч. тр. СПб. : СПбГУП : Наука, 2011. 816 с.
13. Зеркалов Д.В. Духовная безопасность: монография. Киев: Основа, 2012. 1118 с.
14. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: учеб. пособие. М., 2007. 423 с.
15. Культурология: учебник / коллектив авторов: под науч. ред. Г.В. Драча. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС 2014: КНОРУС,2016. - 352 с.
16. Лукашева Е.А. Устойчивое развитие общества и национальная безопасность // Труды ИГ- ПРАН. 2011. № 4. С. 5-35.
17. Отюцкий Г.П. Психологическая безопасность России: размышления после прочтения книги А.В. Мироновой и А.В. Тонконогова «Психологическая безопасность современного российского общества в условиях духовной конкуренции» Т. 15. 2016. № 3 (116). С. 184191.
18. Пивоев В.М. Культурология: введение в историю и теорию культуры: учебное пособие / В.М. Пивоев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. - 526 с.
19. Рупова Р.М., Солонченко А.А. Неопатристический синтез как диалог духовной и культурной традиций // Социальная политика и социология. Т. 15. 2016. № 1 (114). С. 170-177.
20. Садохин А.П. Культурология: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: КНОРУС, 2014. - 376 с.
21. Соколова С.Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. № 1. С. 48-56.
22. Храпов С.А., Кашкаров А.М. Человек в техногенном обществе: философско-исторический анализ // Вестник КалмГУ. 2017. № 1 (33). С. 158-163.
23. Чекалина Н.Е. Духовность вчера и сегодня: основные подходы к анализу содержания понятия // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2005. № 4-1. С. 95-101.
24. Чернова И.Б. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013. № 9. С. 130-133.